Мусульманское наследие Белграда

В статье представлен перевод статьи Э. Кукавицы и статьи на портале beotura. Названия перечисленных ниже мечетей содержат в себе ссылку, ведущую на примерное их местоположение на современной карте Белграда.

Мечети

Завоевав к началу XVI века Сербское государство, турки-османы стали проводить его урбанизацию. В результате этих преобразований Белград далеко превзошел размерами Софию, Сараево, Скопье и многие другие города европейской части Османского султаната. Панорама богатого восточного города, украшенного многочисленными минаретами, восхищала путешественников той эпохи. Один из них, Эвлия Челеби, остановившись в Белграде в 1660 году, отмечал в своих путевых записках, что в городе около сотни тысяч жителей, из которых лишь пятая часть — не мусульмане. По его показаниям, в Белграде тогда существовало более 20-ти мусульманских кварталов — махала; в городе действовало семь общественных бань (хаммамов), около тридцати постоялых дворов разного назначения — караван-сараев и ханов, — и более 200 мечетей, из которых 35 носили статус соборных (джум’а).  В том же веке другой османский путешественник, историк и географ Кятиб Челеби в своем труде «Джихан-нума» записывает 100 мечетей; число кварталов к тому времени увеличилось до 41.

Во время первого австро-германского завоевания (1688-1690 гг.) многие мечети были разрушены, и хотя затем, во время второго османского правления (1690-1717 гг.), восстановлены, а некоторые построены заново, когда австро-германские войска во второй раз завоевали Белград (1717-1739 гг.), мусульманская архитектура города снова претерпела перестройку. Минареты были снесены, а сами мечети либо были преобразованы в церкви различных христианских орденов, пришедших в город вместе с армией, либо отданы под военные склады, а одна использовалась как военный госпиталь.

В ходе постоянных завоеваний в Белграде не осталось и мусульманского населения, поскольку на основании капитуляционного договора всему турецкому гарнизону, занимавшему город, было разрешено свободно и безопасно отступить вместе с женщинами, детьми и “рабами, принявшими ислам еще до осады”, что впоследствии повлекло за собой вообще всех, кто пожелал оставить город. После очередной победы турки-османы вернули себе контроль над Белградом и правили им в течение следующих 50 лет, с 1739 по 1789.

Мусульманская застройка города снова была отремонтирована, но число зданий в итоге сильно сократилось.

К началу русско-турецкой войны 1877-78 гг. европейские путешественники, проезжавшие через Белград, отмечали не более 15-ти мечетей, а вскоре после войны этнограф Феликс Каниц сообщает, что в центре Белграда он нашел только одну Bajrakli-džamija/Знаменную мечеть (от срб. Барjак, из тур. bayrak “флаг, знамя”), построенную ок. 1575 года и служившую местом поклонения для всех мусульман, живущих в Белграде, или останавливающихся в нем паломников. Своим названиям обязана турецкому знамени, которое в праздничные дни вывешивали на башне минарета. До сих пор это единственная сохранившаяся историческая мечеть Белграда.

Меньшая по размерам Кara džamija/Черная мечеть, стоявшая неподалеку, использовалась для газового котла для освещения Национального театра. Дата постройки не установлена, известно лишь, что она располагалась недалеко от Национального театра на углу улиц Браче Юговича и Доситеева. Когда в 1892 году в Белграде появилось электрическое освещение, была разрушена.

Batal-džamija/Мечеть Батал — по данным источников, одна из крупнейших соборных мечетей города, — располагалась на углу улиц Влайковичева и Короля Александра, близ современного здания Национального собрания. Строительство завершено к 1585 году, во время австро-турецкой войны 1789 года серьезно пострадала; в 1869 году снесена. Получила название от турецкого слова batal, т.е. заброшенная. Внешний и внутренний облик мечети воссоздан по рисункам, сохраненным Константином Йовановичем — сербским архитектором, который начиная с 1880-х годов работал в Белграде.

Defterdarova dzamija/Мечеть Дефтердар. Известна под разными названиями, последнее происходит от названия титула, которое в переводе с турецкого означает «казначей» (букв. «держатель бумаг»). Построена не позднее 18 века, снесена вскоре после 1878 года. Согласно источникам, располагалась на углу нынешних улиц Вука Караджича и Обиличев Венац.

Мечеть Дефтердар между 1876 и 1878 гг. Фотография И. Громана, коллекция Сербской Академии наук и искусства

Sultan Mahmudova Džamija/Мечеть Султана Махмуда. После восстановления османского правления в Белграде турецкий султан Махмуд I (1730 – 1754) приказал возвести новую императорскую мечеть в Верхнем городе. Здание располагалось внутри Белградской крепости, недалеко от гробницы Дамат Али-паши и Часовой башни. Благодаря непосредственной близости резиденции городского наместника — паши, мечети удавалось сохранять хорошее состояние. Помимо этого, в мечети действовали библиотека и медресе. После того как турки покинули крепость в 1867 году, постепенно пришла в упадок; в 1878 году была перестроена под госпиталь и лишена минарета; окончательно снесена в 1895 году.

Kizlar-agina džamija/Мечеть Кызлар-аги. Находилась на углу нынешних улиц Браче Юговича и Вишничева, ниже Студенческого парка. Построена в период между концом 16-го и началом 17-го вв., в первую австрийскую осаду в 1688 году повреждена, во время второго австрийского правления использовалась как склад и как католическая церковь.  В 1741 году восстановлена неким Кызлар-ага (титул, называющий старшину евнухов). Во время третьей австрийской осады с 1789 по 1791 годы – снова католическая, а двумя десятилетиями позже, во время сербского восстания – православная церковь. С 1813 года снова функционировала как мечеть; снесена в начале 1878 года.

Hasan-pašina džamija/Мечеть Хасана-паши. Одно из первых зданий, построенных после восстановления власти Османской империи. Возведена в 1740 году, повреждена в 1806-м, дата окончательного сноса неизвестна. Располагался на пересечении улиц Рига од Фере и Господа Йованова.

Imarat džamija/Мечеть Имарат. Согласно историческим источникам, построена в середине 16-го века Яхьяли-гази Мехмед-пашой, братом первого турецкого губернатора Белграда. Упоминается также, что неподалеку была гостиница (название мечети с турецкого переводится как «постоялый двор»). Располагалась в квартале между сегодняшними улицами Цара Душана, Дубровачка и Книћанинова. Снесена, вероятно, в 1878 году.

Мечеть Имарат, рисунок 1870 г., собрание К. Йовановича. Музей города Белград

Турецкий план Белграда 1867 г. На карте можно увидеть турецкие названия кварталов вроде Батал и Теразиjе, получившим свои названия по мечети и водонапорной башне соответственно; Дорчол — искаженное «четыре пути» — и др.

Мечеть Байракли в Белграде, современная фотография; на плане выше обозначена прямоугольником под номером 19.

Реконструкция интерьеров Батал-джамийи, ок. 1870. Рисунок К. Йовановича, коллекция Отдела архитектуры и градостроительства Музея города Белград

Мечеть султана Махмуда, фотография 1876 г.
Исторический архив Белграда

Мечеть Хасан-паши, ок. 1865. Исторический архив Белграда

Мечеть Кызлар-аги, ок. 1865 г.
Исторический архив Белграда

Текке

Находясь в Белграде в 1660 году, Эвлия Челеби отметил в своем дневнике, что в этом городе было целых семнадцать текке или текие — обителей мусульманских мистиков-суфиев. Текке, в целом, равнозначна персидской и арабской ханаке.

Известно, что на протяжении трех с половиной столетий — с начала шестнадцатого века по девятнадцатый — дервиши жили в Белграде, регулярно совершали групповые обряды (такие, например, как зикр — основной суфийский обряд поминания Бога путем многократного произнесения его имен и атрибутов в единстве дыхания и движения; для его совершения суфии обычно собираются раз в неделю), изучали труды великих суфийских мыслителей и сами сочиняли мистические произведения и стихи. В честь них даже была названа одна из центральных городских улиц, Derwich Gassen (улица Дервишей) — ее можно видеть на австрийском плане Белграда 1789 года.

Нелегко дать однозначный ответ на вопрос, где находились городские текке, как они выглядели, каким братствам принадлежали. Благодаря турецким и австрийским планам города, реестрам мусульманского населения в разные периоды, а также исследованиям историков и искусствоведов, можно определить точное или приблизительное местоположение как минимум восьми обителей. Четыре из них все еще можно было увидеть к середине XIX века, а одна из наиболее значительных, носившая имя шейха (настоятеля обители) Хаджи Мухаммеда, даже была запечатлена на фотографии, вскоре после чего (ок. 1866 г.) в ней расположился Национальный совет. 

Согласно упомянутому выше австрийскому плану города, эта текке находилась на улице Дервишей, напротив ее восточной стороны располагалась мечеть Кызлар-аги. Длинная сторона здания была обращена к нынешнему Студенческому парку; на этой же стороне были входные ворота. Во внутреннем дворе был расположен основной дом, на верхнем этаже которого, среди прочих помещений, была устроена сема-хана — комната для свершения обрядов. К сожалению, основной дом был снесен в конце XIX века, от него остались только подвальные помещения.

Единственное, что сохранилось от обители в неизменном виде — турбе (гробница) шейха Мустафы, умершего в конце XVIII века. По надписи на стене здания становится известен как год постройки — 1783, так и то, что шейх и, следовательно, контингент обители в целом, принадлежали суфийскому ордену са’адийя. Феликс Каниц, которого мы также уже упоминали, отмечал, что в гробнице находятся могилы как минимум трех «героев веры» (срб. «verskih junaka»).

Суфийские ордена и персоналии

Время поговорить о суфийских тарикатах — объединениях или, как их еще называют, орденах или братствах.

В этой связи нам особенно ценен вакуф-наме (документ, отражающий список имущества, переданного кому-либо в благотворительных целях) дефтердара, то есть писца, по имени Ахмед, по той причине, что в нем так или иначе упоминаются два основных суфийских ордена в Белграде XVIII века: это са’адийя, уже упомянутый в связи с именем шейха Хаджи Мустафы, и хальватийя; еще один орден, бекташийский, первоначально получил распространение в Турции, однако из-за гонений его приверженцы вынуждены были мигрировать западнее, в балканские страны — в частности, в Сербию.

Из некоторых других документов, относящихся к османскому периоду истории Белграда, мы узнаем некоторых дервишей поименно. Так, Эвлия Челеби упоминает некоего Куруджизаде, престарелого шейха белградских хальватийя, и ряд местных святых. в имени которых встречается характерный титул баба (с ударением на второй слог), называющий проповедника, духовного наставника. Кроме текке Хаджи Мухаммеда, о которой мы поговорили выше, в архитектурных списках Челеби появляются текке, названные в честь шейхов Али, Хасана и Хасима-эфенди, а также Мехмед-паши Яхьяпашича (одно из старейших суфийских зданий в Белграде, построенное наверняка еще до смерти паши в 1548 году; располагалось в северном конце улицы Дервишей, в районе Дорчол). Их местоположение известно лишь примерно.

Южная (лицевая) сторона текке. Зарисовка 1866 года. Коллекция Института защиты культурных памятников Белграда

Фотография восточной стороны текке. 1866 год

Единственная уцелевшая постройка на территории текке — гробница шейха Хаджи Мустафы. Современная фотография

Особое место занимает шейх Нурулла бин Искендер, более известный под своим псевдонимом Мунири Белгради (в труде Челеби он встречается под именем Мунир-эфенди), снискавший славу крупного ученого и юриста на рубеже XVI и XVII веков. Он родился в Боснии, получил образование в Константинополе и большую часть своей жизни провел в Белграде в должности муфтия и профессора при медресе Мехмед-паши. Писатель, поэт и ученый-энциклопедист, он стал автором многочисленных юридических и религиозных трактатов, а также генеалогии дервишских орденов на Балканах. шейх Мунири умер в 1617 году, и его гробница долгое время находилась на углу улиц Дубровацкой и Скендербега.

Боснийский историк-востоковед Хазим Шабанович утверждает, что в век, когда жил Мунири, в Белграде функционировало более десяти суфийских орденов: в частности, са’адийя, бекташийя, хальватийя, кадирийя, рифа’ийя, накшбандийя и многие другие — их так или иначе упоминают источники, т.е. их существование документально подтверждено. Наличие еще нескольких орденов ученый лишь предполагает на том основании, что они были в других балканских центрах.