Городская планировка

Начиная с 11 века, ближневосточный город имел определенную планировку, которая включала в себя пригород — торгово-ремесленное предместье, делившееся на более мелкие кварталы и свободно и постоянно растущее;

и собственно город — медину, наиболее старую часть поселения. Медина тоже делилась на кварталы — махалля (этот термин до сих пор можно встретить, например, в Узбекистане и других странах Центральной Азии), размер и число которых в разных городах было разным. Спустя некоторое время в городах начинают выделяться еврейские кварталы, получившие название меллах. Жителю такого квартала порой не нужно было выходить за его пределы, поскольку внутри, как в касбе, было все необходимое для проживания, начиная от рынка, кладбища и заканчивая местом для молитвы — синагогой. Иногда меллах имел даже собственную укрепленную стену, отделяющую его от остального города

При кажущейся хаотичности в основе рисунка улиц лежала одна простая задача: соединить между собой городские ворота — те, в свою очередь, лежали на пересечении крепостных стен с главными улицами, проходившими через город — и торговую площадь с мечетью. Поэтому то, как будет выглядеть сетка улиц, зависело от расположения ворот и устройства крепостных стен. По общему правилу, в стенах ранних городов было четверо ворот, расположенных по сторонам света — так было и в Дамаске — или продолжавших шедшие через город участки торговых путей. Топография местности порой заставляла менять общепринятую схему, и в некоторых городах, особенно в гористой местности, все ворота выходили в одну сторону, более пологую или опускающуюся к равнине.

Казалось бы, в таком случае удобнее всего радиальная система улиц, когда каждая новая улица исходит из одной точки — например, центральной площади города. Но на деле это не так, потому что путнику приходилось тратить больше времени, чтобы, проезжая город насквозь, миновать центр. Поэтому такая планировка встречалась довольно редко — только в приморских городах, где улицы поднимались от центральной точки — порта, главного “технологического узла”  — к касбе и жилым кварталам города.

Чаще же уличная сетка была устроена по прямоугольной системе: улицы делили город от ворот до ворот на участки, создавая участки, более или менее одинаковые по площади. Кроме того, часто оставался свободный проход вдоль крепостных стен, чтобы при желании можно было на них подняться.

На плане исторического центра Дамаска очень хорошо заметна главная улица — проходящий через город участок торгового пути с запада, от портов восточного средиземноморского побережья — вглубь континента, на восток, в Пальмиру и Багдад. На пересечении его с крепостными стенами расположены ворота аш-Шарки (букв. восточные).

Архивные фотографии взяты с pinterest.ru

Благоустройство. Водопроводная система

Город постоянно нуждался в воде: питьевой, для производственных целей,  для бытовых нужд — в том числе для совершения предписанных исламом ритуальных омовений перед молитвой. Даже городам, располагавшимся близ рек, были необходимы технические средства для доставки воды жителям; для городов в засушливых областях этот вопрос стоял еще более остро. В пустынных районах Аравийского полуострова и Средней Азии осадки выпадали крайне редко — русла горных рек большую часть года стояли пустыми. Спасением стало строительство водосборных конструкций; водохранилища, от которых к ближайшим поселениям расходились каналы, строили под землей или высекали прямо в скале.

Забота о водоснабжении породила разнообразные гидротехнические и дренажные сооружения: плотины, водопроводную систему, открытые водохранилища и крытые цистерны наподобие тех, что существовали в восточной части Римской империи; колодцы, подъемные механизмы, фонтаны и многое другое.

Для того, чтобы обеспечить город водой и одновременно его обезопасить — нередко могучие и полноводные реки, дававшие жизнь городам, стоявшим по их берегам, могли так же легко забрать ее, опустошая всё на своем пути во время наводнений — в город проводились каналы. Процветание Дамаска отчасти было связано с использованием реки Барада, берущей начало в Ливанских горах и протекающей неподалеку: вода, проходя через очистительные сифоны, питала дворец и мечеть Омейядов; на водопроводных узлах располагались хаммамы.