Караван-сарай

Подобные здания на дорогах Малой Азии и Ближнего Востока упоминаются ещё в V в. до н.э. древнегреческим историком Геродотом.

Загородные караван-сараи представляли собой квадратный внутренний двор без крыши, обнесенный галереей-стеной. Между собой они почти не различались — могло разниться лишь количество дворов (в случае особой загруженности дорог), и наличие или отсутствие сторожевых башен.

Во дворе размещали товар и вьючных животных. Посередине мог располагаться небольшой водоем. В галерее же останавливались на ночлег участники караванов, странствующие монахи, прочие путешественники; там же жила вооруженная стража (к которой, случалось, примыкали и суфии) защищавшая постояльцев от возможных нападений разбойников.

Большими удобствами эти гостиницы не обладали: путнику предоставляли спальное место, стойло для животных, очаг для варки кофе, помещение для молитвы и источник воды.

В отличие от городских ханов, которые имели схожую планировку, функции и потому тоже порой назывались караван-сараями, в загородных не велась торговля (поэтому, чтобы не запутать себя самих и не ввести читателей в заблуждение, авторы предпочитают называть караван-сараем только загородное сооружение, существовавшее автономно и независимо от городского рынка).

Здесь останавливались по пути на городские рынки; кроме того, караван-сараи исполняли функцию почтамта. На дорогах они располагались обычно с периодичностью в ≈25 км (примерная длина дневного перехода).