Ханака - обитель суфиев

В большинстве городов исламского мира или неподалеку от них возникали ханаки (она же ханага, текке и завия) — обители монахов-суфиев, представителей мистического течения в исламе. Их объединения появляются на Востоке к началу VII в., к XII в. формируются основные религиозные ордена, которые по-арабски называются тарикат — к XV в. многие из таких орденов принимают участие в политической жизни. Для того, чтобы вместить в себя суфийскую общину, возводились специальные здания.

По своей структуре ханаки напоминали монастыри: в них были и мечеть, и жилые кельи, и зал для совершения ритуалов (всеобщих радений — зикр, или совместного слушания музыки — сама’) трапезная — все для автономного существования целой общины. Таким образом, они выполняли самые разные функции, начиная от места духовного и образовательного центра и заканчивая обороной города (нередко странствующие монахи были обучены военному делу и в рамках священного подвига обороняли город вместе с остальными защитниками). Но было у ханаки и важное отличие от европейских монастырей. Так как суфии — странствующие монахи, контингент ханак постоянно менялся: приходили новые лица, уходили или умирали старые.

Казалось бы, сугубо культовые по содержанию, ханаки на первых порах имели характер скорее общественного заведения. Многие правители строили в своих городах ханаки, “чтобы все приезжие и покидающие их могли получить пищу”.
За несколько столетий ханаки эволюционировали из скромных придорожных трактиров и гостиниц к развитым комплексам разнородных построек (такие можно увидеть, например, в Марокко), занимающих иногда территорию, сравнимую с целым городским кварталом; центром таких комплексов неизменно оставалась гробница местного суфийского авторитета — шейха.