Мечеть

Свой привычный облик мечеть обрела далеко не сразу — потребовались столетия, чтобы на местах совершения молитвы появились характерные, сложные по своей архитектуре здания. Хотя слово масджид неоднократно встречается в Коране, там оно обычно означает любое место, где преклоняли колени для молитвы. В первые века ислама, очевидно, не существовало какого-либо священного мусульманского сооружения за исключением Масджид аль-Харам (устойчивое сочетание, также встречающееся в Коране), которая стала самым ранним центром исламского мира. Даже в XV веке дипломат и географ Ибн Хальдун различал, несмотря на очевидное развитие архитектуры, только три мечети: в Мекке, в Медине и в Иерусалиме.

В первые годы существования мусульманской общины мечети как специального сооружения не было — молитвы совершались в условленных местах и зданиях в отдалённых районах Мекки.

Своим появлением и планировкой мечеть обязана ритуалу молитвы, созданному вскоре после возникновения ислама. Так, в полдень на еженедельную пятничную молитву — намаз — собиралась вся община. Пророк, а затем его преемники — халифы и их наместники — становились имамами, или руководителями коллективного богослужения. Пятничная молитва служила, таким образом, поводом к общению, когда коллектив и его вожди могли что-либо обсудить друг с другом. Согласно установленному регламенту, имам — глава общины, задающий “ритм” ходу пятничной молитвы, стоял впереди других верующих, у стены с нишей кибла, указывающей направление на Мекку. Вслед за тем со специальной кафедры — минбар — произносилась хутба – проповедь и акт преданности общины своему предводителю.

Мы знаем также, что в ряде случаев, особенно в дни праздников, Пророк вел свою общину за город. Место, где совершались необходимые молитвы и церемонии, называлось еще иначе — мусалла, что значит просто «место молитвы», представляя собой обширное открытое пространство, тоже лишённое каких-либо конструкций.

С конца VI-начала VIII века, однако, мы уже можем говорить о различающихся в зависимости от назначения:

  • квартальной мечети — это место ежедневной пятикратной молитвы;
  • соборной джум’а мечети для коллективной пятничной молитвы, совершаемой всей общиной; в столицах и крупных городах такие мечети получают название кабир. Соборная мечеть переживает расцвет в эпоху Омейядов, когда её архитектурные формы и роскошь интерьеров должны были демонстрировать величие правителей и материальное благополучие, процветание уммы.
  • мусалла (мусалле) — общегородской мечети в виде открытой площади, где богослужения совершались по праздникам; кроме того, случалось, что у правителей были персональные мечети, находящиеся за городом или, наоборот, встроенные в дворец.