Мусульманское наследие Белграда
В статье представлен отредактированный и дополненный перевод с сербского статьи Э. Кукавицы и статьи на портале beotura. В процессе подготовки материала были использованы данные каталога Фонда защиты памятников культуры г. Белград (nasledje.rs). Названия перечисленных ниже мечетей содержат в себе ссылку, ведущую на примерное их местоположение на современной карте Белграда.
Мечети
Завоевав к началу XVI века Сербское государство, турки-османы стали проводить его урбанизацию. В результате этих преобразований Белград далеко превзошел размерами Софию, Сараево, Скопье и многие другие города европейской части Османского султаната. Панорама богатого восточного города, украшенного многочисленными минаретами, восхищала путешественников той эпохи. Один из них, Эвлия Челеби, остановившись в Белграде в 1660 году, отмечал в своих путевых записках, что в городе около сотни тысяч жителей, из которых не мусульмане составляют всего лишь одну пятую часть. По его показаниям, в Белграде тогда существовало более 20-ти мусульманских кварталов — махала; в городе действовало семь общественных бань (хаммамов), около тридцати постоялых дворов разного назначения — караван-сараев и ханов, — и более 200 мечетей, из которых 35 носили статус соборных (джума). В том же веке другой османский путешественник, историк и географ Кятиб Челеби в своем труде «Джихан-нума» записывает 100 мечетей; число кварталов к тому времени увеличилось до 41.
В ходе постоянных войн между Османской империей и Австро-Венгрией мусульманская архитектура города многократно претерпевала перестройку. В ходе завоевания минареты сносились, а сами мечети бывали преобразованы в церкви различных христианских орденов, пришедших в город вместе с армией, либо отданы под военные склады, а одна некоторое время использовалась как военный госпиталь.
В одно из таких завоеваний в Белграде практически не осталось и мусульманского населения, поскольку на основании капитуляционного договора всему турецкому гарнизону, занимавшему город, было разрешено свободно и безопасно отступить вместе с женщинами, детьми и “рабами, принявшими ислам еще до осады”, что впоследствии повлекло за собой вообще всех, кто пожелал оставить город. После очередной победы турки-османы вернули себе контроль над Белградом и правили им в течение следующих 50 лет, с 1739 по 1789.
Мусульманская застройка города снова была отремонтирована, но число зданий в итоге сильно сократилось.
К началу русско-турецкой войны 1877-78 гг. европейские путешественники, проезжавшие через Белград, отмечали не более 15-ти мечетей, а вскоре после войны этнограф Феликс Каниц сообщает, что в центре Белграда он нашел только одну Bajrakli-džamija/Знаменную мечеть (от срб. Барjак, из тур. bayrak “флаг, знамя”), построенную ок. 1575 года и служившую местом поклонения для всех мусульман, живущих в Белграде, или останавливающихся в нем паломников. Своим названием обязана турецкому знамени, которое в праздничные дни вывешивали на башне минарета. До сих пор это единственная сохранившаяся историческая мечеть Белграда.
Меньшая по размерам Кara džamija/Черная мечеть, стоявшая неподалеку, использовалась для газового котла для освещения Национального театра. Дата постройки не установлена, известно лишь примерное расположение: угол улиц Браче Юговича и Доситеева. Когда в 1892 году в Белграде появилось электрическое освещение, была разрушена.
Batal-džamija/Мечеть Батал — по данным источников, одна из крупнейших соборных мечетей города, — располагалась на углу улиц Влайковичева и Короля Александра, близ современного здания Национального собрания. Строительство завершено к 1585 году, во время австро-турецкой войны 1789 года серьезно пострадала; в 1869 году снесена. Получила название от турецкого слова batal, т.е. заброшенная. Внешний и внутренний облик мечети воссоздан по рисункам, сохраненным Константином Йовановичем — сербским архитектором, который начиная с 1880-х годов работал в Белграде.
Defterdarova dzamija/Мечеть Дефтердар. Известна под разными названиями, последнее происходит от названия титула, которое в переводе с турецкого означает «казначей» (букв. «держатель бумаг»). Построена не позднее 18 века, снесена вскоре после 1878 года. Располагалась на углу нынешних улиц Вука Караджича и Обиличев Венац.
Мечеть Дефтердар между 1876 и 1878 гг. Фотография И. Громана, коллекция Сербской Академии наук и искусства
Мечеть Дефтердар, оттиск фотографии 1892 г.
Цифровой архив белградского исторического музея
Sultan Mahmudova Džamija/Мечеть Султана Махмуда. После восстановления османского правления в Белграде турецкий султан Махмуд I (1730 – 1754) приказал возвести новую императорскую мечеть в Верхнем городе. Здание располагалось внутри Белградской крепости, недалеко от гробницы Дамат Али-паши и Часовой башни. Благодаря непосредственной близости резиденции городского наместника — паши, мечети удавалось сохранять хорошее состояние. Помимо этого, в мечети действовали библиотека и медресе (специализированное мусульманское учебное заведение). После того как турки покинули крепость в 1867 году, постепенно пришла в упадок; в 1878 году была перестроена под госпиталь и лишена минарета; окончательно снесена в 1895 году.
Hasan-pašina džamija/Мечеть Хасана-паши. Одно из первых зданий, построенных после восстановления власти Османской империи. Возведена в 1740 году, повреждена в 1806-м, дата окончательного сноса неизвестна. Располагался на пересечении улиц Рига од Фере и Господа Йованова.
Imarat džamija/Мечеть Имарат. Согласно историческим источникам, построена в середине 16-го века Яхьяли-гази Мехмед-пашой, братом первого турецкого губернатора Белграда. Упоминается также, что неподалеку была гостиница (название мечети с турецкого переводится как «постоялый двор»). Располагалась в квартале между сегодняшними улицами Цара Душана, Дубровачка и Книћанинова. Снесена, вероятно, в 1878 году.
Мечеть Имарат, рисунок 1870 г., собрание К. Йовановича. Музей города Белград
Османский план Белграда 1867 г. На карте можно видеть турецкие названия кварталов — Батал, Калемегдан, Теразие, Дорчол (искаженное тур. dortyol — «четыре пути») и другие.
Мечеть Байракли в Белграде, современная фотография; на плане выше обозначена прямоугольником под номером 19.
Реконструкция интерьеров Батал-джамийи, ок. 1870. Рисунок К. Йовановича, коллекция Отдела архитектуры и градостроительства Музея города Белград
Мечеть султана Махмуда, фотография 1876 г.
Исторический архив Белграда
Мечеть Хасан-паши, ок. 1865. Исторический архив Белграда
Мечеть Кызлар-аги, ок. 1865 г.
Исторический архив Белграда
Kizlar-agina džamija/Мечеть Кызлар-аги. Находилась на углу нынешних улиц Браче Юговича и Вишничева, ниже Студенческого парка. Построена в период между концом 16-го и началом 17-го вв., в первую австрийскую осаду в 1688 году повреждена, во время второго австрийского правления использовалась как склад и как католическая церковь. В 1741 году восстановлена неким Кызлар-ага (титул, называющий старшину евнухов). Во время третьей австрийской осады с 1789 по 1791 годы – снова католическая, а двумя десятилетиями позже, во время сербского восстания – православная церковь. С 1813 года снова функционировала как мечеть; снесена в начале 1878 года.
Текке
Находясь в Белграде в 1660 году, Эвлия Челеби отметил в своем дневнике, что в этом городе было целых семнадцать текке или текие — обителей мусульманских мистиков-суфиев. Текке, в целом, равнозначна персидской и арабской ханаке.
Известно, что на протяжении трех с половиной столетий — с начала шестнадцатого века по девятнадцатый — дервиши жили в Белграде, регулярно совершали групповые обряды (такие, например, как зикр — основной суфийский обряд поминания Бога путем многократного произнесения его имен и атрибутов в единстве дыхания и движения; для его совершения суфии обычно собираются раз в неделю), изучали труды великих суфийских мыслителей и сами сочиняли мистические произведения и стихи. В честь них даже была названа одна из центральных городских улиц, Derwich Gassen (улица Дервишей) — ее можно видеть на австрийском плане Белграда 1789 года.
Нелегко дать однозначный ответ на вопрос, где находились городские текке, как они выглядели, каким братствам принадлежали. Благодаря турецким и австрийским планам города, реестрам мусульманского населения в разные периоды, а также исследованиям историков и искусствоведов, можно определить точное или приблизительное местоположение как минимум восьми обителей. Четыре из них все еще можно было увидеть к середине XIX века, а одна из наиболее значительных, носившая имя шейха (руководителя общины и настоятеля обители) Хаджи Мухаммеда, даже была запечатлена на фотографии, вскоре после чего (около 1866 г.) в ней расположился Национальный совет.
Согласно австрийскому плану города, эта обитель находилась на улице Дервишей, а напротив ее, с восточной стороны располагалась мечеть Кызлар-аги. Длинная сторона здания была обращена к нынешнему Студенческому парку; на этой же стороне были входные ворота. Во внутреннем дворе был расположен основной дом, на верхнем этаже которого, среди прочих помещений, была устроена сема-хана — комната для свершения обрядов. К сожалению, основной дом был снесен в конце XIX века, от него остались только подвальные помещения.
Единственное, что сохранилось от обители в неизменном виде — турбе (гробница) шейха Мустафы, умершего в конце XVIII века. Из арабской надписи на стене здания становится известен год постройки — 1783, а также то, что шейх и, следовательно, весь контингент обители, принадлежали к суфийскому ордену под названием са’адийя. Феликс Каниц, которого мы также уже упоминали, отмечал, что в гробнице находятся могилы как минимум трех «героев веры» (срб. «verskih junaka»).
Суфийские ордена и персоналии
Время поговорить о суфийских тарикатах — объединениях или, как их еще называют, орденах или братствах.
В этой связи нам особенно ценен вакуф-наме (документ, отражающий список имущества, переданного кому-либо в благотворительных целях) дефтердара, то есть писца, по имени Ахмед, по той причине, что в нем так или иначе упоминаются два основных суфийских ордена в Белграде XVIII века: это са’адийя, уже упомянутый в связи с именем шейха Хаджи Мустафы, и хальватийя; еще один орден — бекташийя, первоначально получил распространение в Турции, однако из-за гонений его приверженцы вынуждены были мигрировать западнее, в балканские страны — в частности, в Сербию.
Из некоторых других документов, относящихся к османскому периоду истории Белграда, можно узнать некоторых дервишей поименно. Так, Эвлия Челеби упоминает некоего Куруджизаде, престарелого шейха белградских хальватийя, и ряд местных святых, в имени которых встречается характерный титул баба (с ударением на второй слог). Так называли проповедника и духовного наставника.
Кроме текке Хаджи Мухаммеда, о которой мы поговорили выше, в архитектурных списках Челеби появляются текке, названные в честь других шейхов: Али, Хасана и Хасима-эфенди, а также Мехмед-паши Яхьяпашича (одно из старейших религиозных зданий в Белграде, построенное незадолго до смерти Мехмед-паши, около 1548 года и располагавшееся в северном конце улицы Дервишей, в районе Дорчол). Их местоположение известно лишь примерно.
Особое место занимает шейх Нурулла бин Искендер, более известный под своим псевдонимом Мунири Белгради (в труде Челеби он встречается под именем Мунир-эфенди), снискавший славу крупного ученого и юриста на рубеже XVI и XVII веков. Он родился в Боснии, получил образование в Константинополе и большую часть своей жизни провел в Белграде в должности муфтия и профессора при медресе Мехмед-паши. Писатель, поэт и ученый-энциклопедист, он стал автором многочисленных юридических и религиозных трактатов, а также составителем генеалогии суфийских орденов на Балканах.
Мунири умер в 1617 году, и его гробница долгое время находилась на углу улиц Дубровачка и Скендербегова.
Боснийский историк-востоковед Хазим Шабанович утверждает, что в век, когда жил Мунири, в Белграде функционировало более десяти суфийских орденов: в частности, са’адийя, бекташийя, хальватийя, кадирийя, рифа’ийя, накшбандийя и многие другие — их так или иначе упоминают источники, т.е. их существование документально подтверждено. Наличие еще нескольких орденов ученый лишь предполагает на том основании, что они были в других балканских центрах.