Мечети османского периода в Боснии
Ниже приведен перевод статей E. Jahic, International University of Sarajevo (Mosques of Ottoman Period in Bosnia and Herzegovina: A typological classification of historical forms; Qualitative analysis of mosques with wooden minaret in Bosnia and Herzegovina). Перевод, редакция, а также оформление элементов интерфейса принадлежат автору сайта.
Последствия исламизации в Боснии из всех балканских стран — наряду с Албанией — наиболее выражены. Вместе с принятием религии была в значительной степени воспринята мусульманская культура, что отразилось не только на многих аспектах повседневной жизни, но и на формах художественного самовыражения: в поэзии, каллиграфии, декоративно-прикладном искусстве (в частности, резьбе по дереву и ковроткачестве).
Это влияние легко заметно и в архитектуре — как в оформлении жилых, общественных, религиозных зданий в больших городах, так и в сельской местности. Разнообразие форм при этом вызвано несколькими факторами, от постепенного развития «классического» османского стиля в архитектуре до локальных зодческих традиций и свойств материала. Однако многие из построек, свойственных классической модели мусульманского города — медресе, хаммамы, ханы и караван-сараи, — в настоящее время утратили свою функцию и место в городской жизни. В отличие от мечетей.
Махалля - квартальные мечети
Детали
- Получили свое название по тому, что строились для нужд общины (махалла, махалля) в небольших городах и сельской местности. Из-за свойств материала (дерево, кирпич) и других факторов небольшие общинные мечети неоднократно разрушались или перестраивались — нередко их облик претерпевал значительные изменения.
- Основатели (заказчики) — местные землевладельцы, так же как строители — члены общины, местные плотники и каменщики.
- Характеризуются деревянным крыльцом (иногда отсутствует) и крутой четырехскатной крышей с деревянным минаретом. Чем южнее, тем крыши становятся ниже, а карнизы — короче, или вовсе исчезают.
Интерьер — пространство для молитвы (orta yeri):
- деревянная кафедра (обычно в правом переднем углу) — минбар
- курси (араб. “стул, кресло”) — огороженное и приподнятое сиденье, используемое в особенных случаях, располагается всегда в левом или левом переднем углу
- михраб — полукруглая или многоугольная ниша с декорированным сводом, обрамленным порталом обозначающая направление (кыбла, кибла) молитвы
- внутренняя галерея — махфил > дополнительное пространство (например, для женщин или во время пятничной молитвы)
Экстерьер:
- крытая площадка наверху минарета (галерея) — şarafa/şerefe
- арка, задающая форму окну — ćemer, kemer
- две поднятые над землёй платформы, собственно крыльцо — софа -> дополнительное пространство для совершения молитвы, например, летом — тур. son cemaat yeri
- деревянные подпорки, удерживающие карниз крыши — ćustek, köstek
- собственно комплекс построек при мечети — kulliye
Конструкционные типы мечетей
С плоской крышей (квартальные):
- КРЫЛЬЦО (центральная и восточная Босния, большинство мечетей в Сараево, Яйце, Тузле и др.)
- КРЫЛЬЦО И ГАЛЕРЕЯ (крыльцо + верхний уровень)
- БЕЗ КРЫЛЬЦА (обусловлено нехваткой места, также наиболее ранняя разновидность конструкции)
- ВЕСТИБЮЛЬ (крытое и окружённое стенами помещение между входной дверью и залом для молитвы; мечеть Конатур в Травнике)
- DOMED SINGLE UNIT/ОБЩИЙ КУПОЛ. Характерный элемент — крыльцо (портик, входная группа, несет функцию orta yeri): система трех, реже пяти куполов, покоящихся на колоннах и соединенных между собой стрельчатыми арками. Главный купол накрывает все пространство.
- COMPLEX SINGLE-UNIT. Большие по размеру мечети со внутренним пространством Т-образной формы, дополненным пристройками слева и справа от входа, которые накрывают собственные купола либо скаты крыши.
- Концепт камерной мечети с одним общим пространством (single-unit), перекрытым куполом, на территории Боснии претерпел значительные изменения, отразившись в нескольких архитектурных типах. Исторические мечети в Боснии, вне зависимости от типа конструкции, берут свое начало в архитектуре мечетей 12 века. Их прототипы, впервые будучи возведены при Сельджуках, впоследствии распространились по всем административным единицам Анатолии (бейликам), включая Балканы.